Отправлено: 19.04.10 06:34. Заголовок: Профессиональный Бал..
Профессиональный Балет, высшая ступень хореографии (от греч. choreia – пляска и grapho – пишу), в котором танцевальное искусство поднимается до уровня музыкально-сценического представления, возник как придворно-аристократическое искусство гораздо позже танца как такового, в 15–16 вв. Балет – синтетическое искусство, в котором танец, главное выразительное средство балета, тесно связан с музыкой, с драматургической основой – либретто, со сценографией, с работой костюмера, художника-осветителя и т.д. Балет многообразен: сюжетный – классический повествовательный многоактный балет, драмбалет; бессюжетный – балет-симфония, балет-настроение, миниатюра. По жанру балет может быть комическим, героическим, фольклорным. 20 в. принес в балет новые формы: джаз-балет, модерн-балет.
Особенно интенсивно процесс театрализации танца происходил в Италии, где уже в 14–15 вв. появились первые танцмейстеры и на основе народного танца сформировался танец бальный, придворный. В Испании сюжетную танцевальную сценку называли мореской (мавританская пляска), в Англии – маской. В середине 16 – начале 17 вв. возник фигурный, изобразительный танец, организованный по типу составления геометрических фигур (балло-фигурато). Известен Балет турчанок, исполненный в 1615 при дворе герцогов Медичи во Флоренции. В изобразительном танце принимают участие мифологические и аллегорические персонажи. Первый балетный спектакль, объединивший музыку, слово, танец и пантомиму, Цирцея, или комедийный балет королевы, был поставлен при дворе Екатерины Медичи (Париж) итальянским балетмейстером Бальтазарини ди Бельджойозо в 1581. С тех пор во Франции стал развиваться жанр придворного балета (маскарады, пасторали, танцевальные дивертисменты и интермедии). Балет 16 в. представлял собой пышное зрелище в барочном стиле с исполнением церемонных испанских танцев – паваны, сарабанды. Во времена Людовика XIV спектакли придворного балета достигли наивысшего великолепия, включали в себя сценические эффекты, придававшие зрелищу характер феерии.
Танец стал превращаться в балет, когда его начали исполнять по определенным правилам. Впервые их сформулировал балетмейстер Пьер Бошан (1637–1705), возглавивший в 1661 французскую Академию танца (будущий театр Парижской оперы). Он записал каноны благородной манеры танца, в основу которой положил принцип выворотности ног (en dehors). Такое положение давало человеческому телу возможность свободно двигаться в разные стороны. Все движения танцовщика он разделил на группы: приседания (плие), прыжки (заноски, антраша, кабриоли, жете, способность зависать в прыжке – элевация), вращения (пируэты, фуэте), положения корпуса (аттитюды, арабески). Выполнение этих движений осуществлялось на основе пяти позиций ног и трех позиций рук (port de bras). Все па классического танца являются производными от этих позиций ног и рук. Так началось формирование балета, развившегося к 18 в. из интермедий и дивертисментов в самостоятельное искусство.
В истории балета первоначально на первом плане были мужчины танцовщики. Женщины выполняли вспомогательную роль из-за каблуков и тяжелых платьев-конструкций. Постепенно, когда стали появляться облегченные костюмы, женский танец становится доминантой. Первой танцовщицей, которая встала на пальцы была Мария Тальони. её называли - французской королевой танцев. Портрет ниже.
Отправлено: 19.04.10 06:57. Заголовок: Про Россию. В Росси..
Про Россию.
В России первый балетный спектакль состоялся 8 февраля 1673 г. при дворе царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Преображенское. Его подготовил иностранец Николай Лима (или Лим). Точно неизвестно, кто он был по происхождению — скорее всего, шотландцем, эмигрировавшим во Францию, а затем приехавшим в Россию в качестве офицера инженерных войск. Однако вполне достоверным фактом является то, что его познания в балете были весьма велики. Он стал руководителем зарождающейся балетной труппы, её педагогом, балетмейстером и первым танцовщиком. В обучение ему были отданы десять «мещанских детей», а через год их число удвоилось. В 1673 году на сцене Кремлёвского театра Лима исполнял «французскую пляску» в «Балете об Орфее и Эвридике». Это был балет во французском стиле, среди декораций, представляющих собой движущиеся пирамиды, и первый профессиональный балетный спектакль, поставленный на русской сцене.
Позднее по специальному указу императора Петра Первого танцы стали составной частью придворного этикета. В 1730-х гг. в Петербурге при дворе Анны Ивановны устраивались регулярные представления оперно-балетных спектаклей. Танцевальные сцены в операх ставили балетмейстеры Ж. Б. Ланде и А. Ринальди (по прозвищу Фоссано). Дворянская молодёжь была обязана обучаться танцам, поэтому в Петербурге бальный танец стал обязательной дисциплиной в Шляхетском кадетском корпусе. С открытием летнего театра в Летнем саду, зимнего — во флигеле Зимнего дворца кадеты начинают участвовать в балетных танцах. Преподавателем танцев в корпусе был Жан-Батист Ланде. Он прекрасно понимал, что дворяне в дальнейшем не посвятят себя балетному искусству, хотя они наравне с профессионалами танцевали в балетах. (Прикольно правда
Национальное своеобразие русского балета начало формироваться в начале XIX века благодаря деятельности французского балетмейстера Ш.-Л. Дидло. Дидло усиливает роль кордебалета, связь танца и пантомимы, утверждает приоритет женского танца.
Знаменитой ученицей Дидло была Авдотья Истомина, воспетая Пушкиным. О ней в следующий раз, чтобы не утомлять вас большим кол-вом информации
Светлячок, спасибо за ликбез по истории балета! Никакой информации о развитии этого вида искусства до 19 века я раньше не имела, поэтому было очень интересно читать Жду продолжения.
Во что одета Одетта? "Лебединому озеру" - самому знаменитому балету всех времен и народов - 130 лет
Русский балетный шлягер даже из самой Поднебесной везут в Россию в юбилейные дни, дабы представить историю любви прекрасной лебеди Одетты и принца Зигфрида в... акробатическом варианте. Везут из Шанхая, где танец маленьких лебедей гуттаперчевые китайчата танцуют вверх тормашками, 32 фуэте оттачиваются внутри одновременно вращающихся гигантских колес, а прима-балерина замирает в грациозном па под куполом... театра. Впрочем, за более чем вековую историю своего существования самый главный балет видел и не такое.
Отправлено: 21.04.10 11:27. Заголовок: Ждите :sm38: Как ..
Ждите
Авдотья Ильинична Истомина (1799, СПб. - 1848, там же). В 1815 окончила Петербургскую балетную школу, училась у Е. И. Колосовой и Ш. Дидло. Танцевала (до 1836) в императорской труппе на сцене Петербургского Большого театра. После партии Галатеи ("Ацис и Галатея" Дидло, 1816) заняла в петерб. балете ведущее положение. В репертуаре трагические, комические и лирические главные партии в балетах Дидло: "Тщетная предосторожность", "Зефир и Флора", "Кавказский пленник", "Альцеста, или Сошествие Геркулеса в ад" и др. И. обладала редким артистическим даром. Ее танец был совершенным. Воспета Пушкиным: "Блистательна, полувоздушна... летит, как пух от уст Эола". Жила на Театральной пл., 16/9. Похоронена на Большеохтинском кладб. (надгробье не сохр.).
Блистательна, полувоздушна, Смычку волшебному послушна, Толпою нимф окружена, Стоит Истомина.
Где протекало ее детство и кто были родители, неизвестно. «Мимический дар и техническая завершенность танца, эти идеальные для танцовщицы качества, естественно сочетались в ней», – пишет знаток балетного искусства Вера Красовская. А малую образованность Авдотьи Ильиничны восполняла интуиция большой артистки. Балет «Кавказский пленник, или Тень невесты», показанный на сцене Большого Санкт-Петербургского театра, навеки связал три имени: Пушкина, Истоминой и балетмейстера Дидло. Как всегда, танцовщица была прекрасна: легкий голубой костюм подчеркивал стройность ее фигуры. Невысокого роста, черноглазая брюнетка, хорошо сложенная и гибкая, она очень подходила для роли Черкешенки.
Юная Истомина предпочла множеству воздыхателей штаб-ротмистра Шереметева, веселого, добродушного, слегка ветреного повесу, влюбленного в балерину. Она, как повествуют биографы, «сблизилась с ним и поселилась на его квартире, где прожила около двух лет. Шереметев был чрезвычайно ревнив, и как-то после очередного выяснения отношений Авдотья Ильинична решила на время поселиться у подруги. Грибоедов, провожая поздно вечером Истомину после спектакля, пригласил ее к себе на чашку чая, не предупредив, что жил на квартире у приятеля камер-юнкера А. П. Завадовского, некогда пытавшегося крутить «амуры» с Авдотьей». Граф Александр Завадовский, наследник огромного состояния, был занят проматыванием наследства. Холодный циник и эгоист, он в тот вечер, судя по признанию Истоминой следствию, «по прошествии некоторого времени предлагал ей о любви, но в шутку или в самом деле, того не знает...». Тогда Грибоедов отвез танцовщицу на квартиру актрисы Марии Азаревичевой. Когда Шереметев разыскал ее у подруги, то сначала попросил прощения и увез к себе. А уже дома стал допытываться, где и с кем была ветреная сильфида, обещая застрелиться на ее глазах или застрелить ее, если не признается. Ревнивец, выпытывая «правду», с негодованием узнал, что их ссорой так гнусно воспользовался Завадовский, и вызвал того на дуэль. Друг Шереметева, Александр Иванович Якубович, корнет лейб-гвардии уланского полка, согласился стать его секундантом и, в свою очередь, вызвал на дуэль Грибоедова. Двойной поединок, вошедший в историю как «дуэль четверых», состоялся на Волковом кладбище. Выстрел Завадовского оказался «удачным»: истекавшего кровью Шереметева увезли домой, где он скончался через сутки в страшных мучениях – от той же самой раны, от которой через двадцать лет погибнет Пушкин... Вторая дуэль была отложена (Якубович и Грибоедов продолжили ее на Кавказе спустя время). Шереметева жалели, в геройском свете представал Якубович. Единственным виновником случившегося называли Грибоедова... Завадовскому предложили покинуть Россию. А балерина долго оплакивала убитого возлюбленного.
…На двадцатом году службы отяжелевшей и потерявшей былую живость танцовщице в два раза снизили жалованье. Обиженная и ущемленная, Истомина не сдалась. Она продолжала выступать, только перешла на амплуа мимической актрисы. В прошении на имя дирекции она просила разрешения на поездку для поправки здоровья. Необходимость этого лечения подтвердил врач, тем более что травма произошла во время спектакля. Резолюцию на прошении написал сам Николай I, высочайше повелеть изволивший «Истомину уволить ныне совсем от службы». Произошло это в 1836-м. Последнее ее выступление состоялось 30 января этого года. В тот вечер даже не было балетного спектакля: Авдотья Истомина плясала русскую на сцене Александринского театра.
Уже будучи в возрасте, балерина вышла замуж за драматического актера Павла Экунина – первого исполнителя роли Скалозуба в грибоедовском «Горе от ума», прекрасно танцевавшего мазурку. Той, что вызвала к жизни гениальные строки о «душой исполненном полете», суждено было погибнуть от холеры. Похоронили Авдотью Истомину весьма скромно, а на могильной плите начертали: «Авдотья Ильинична Экунина, отставная артистка». Всего на несколько месяцев пережил ее и муж.
Отправлено: 21.04.10 17:35. Заголовок: В этой теме всё очен..
В этой теме всё очень красиво и познавательно. На премьере "Лебединого озера" понял, что самое прекрасное в этом балете - танец маленьких лебедей Жаль, но одна прелестная нимфа не разрешает выкладывать фотографии
Светлячок, спасибо за рассказ про Истомину! Сильфида была столь же ветрена, сколь и талантлива Зато среди каких фамилий вращалась и на какой сцене выступала
Отправлено: 14.05.10 08:16. Заголовок: Вах, какие балеринки..
Вах, какие балеринки! И классика, и модерн! Мну больше всего впечатлили дуэты с мальчиком в джинсе и со стульчиком ksenchik, Светлячок, спасибо за картинки!
Балериннки Кати Гридневой очаровательны! А главное - все очень живые. В который раз убеждаюсь с радостью, что в наш век цифрового фото живопись не утратила актуальности
Отправлено: 30.05.10 18:01. Заголовок: Какая красота! Я вид..
Какая красота! Я видела только последнюю картину. Кажется, карандаш. vi0la , я тебе очень благодарна, спасибо Я не знала, что есть такой прекрасный художник.
Забавная картинка очень Еще хочу тут сказать Виоле спасибо за подборку художницы Катерины Гридневой. Полезная вещь, спасибо огромное , я-то сама в инете найти ничего путного не могу.
Вот еще несколько любопытных фото начала прошлого века. К сожалению, не было указано, кто на них изображен. Но видно, что балерины были далеки от худощавости :)
Посчастливилось наткнуться в сети на интереснейшую книжку - скан издания 1899 года, "Наш балет (1673-1899)" А.Плещеева. Множество иллюстраций, замечательный живой язык: "...Когда люди не мечтали о хореографическом искусстве, утверждает один историк балета, пляски уже существовали. Oни современны человечеству и вошли в моду с тех пор, как человек почувствовал под собою ноги. Древнейшая пляска – вероятно, пляска мужей под дудки своих жен. По крайней мере, Сократ отличался в ней не хуже, чем г.Кшесинский в мазурке. По мнению греков, пляски родились вместе с любовью. Гомер считал пляску лучшим из трех наслаждений - сна, любви и пляски..."
Понравилась курьезная история из биографии, предположительно, Е.Андреяновой, первой русской исполнительницы партии Жизели
"На старинных часах в фойе Большого театра пробило девять. В тот вечер давали первое представление балета «Жизель», и Жизель, в уборной своей, переодевалась в эфирный костюм, в котором она является во втором действии. Хотя первый акт кончился благополучно, хотя публика была довольна и танцами, и декорациями, и костюмами, однако судьба балета зависела от второго действия, самого трудного по множеству танцев. Трико телесного цвета уже обняло ножки танцовщицы, газовое платье уже было затянуто у талии; цветы приколоты к волосам : оставалось только обуть ножку в нарядный атласный башмачок. В эту минуту, Жизель вскрикивает: «Ох, страсть!» При этом восклицании, по которому можно узнать всех воспитанниц нашего театрального училища, затрепетали три горничные, хлопотавшие вокруг Жизели, и ожидали приказаний… «Ищите же, ищите!» продолжала Жизель, роясь во множестве блонд, перчаток, лент, покрывавших ее туалет, в шалях и платьях, разбросанных по стульям. - Не находим! - отвечают горничные. «Вот страсть! Что же это значит? Кто осмелился так бессовестно поступить со мною!.. Ищите!» И вновь начались поиски на туалете, на столе, на камине, на диване, на полу; но все тщетно. «Вот тебе, Маша, гривенник, сбегай поскорее в лавочку... А ты, Прасковья, ступай в уборную к Ольге Тимофеевне, или к Татьяне Петровне, и попроси у них; скажи, что я умоляю на коленях». Между тем, Жизель, ни жива, ни мертва, бросилась в кресла, и обращаясь к третьей горничной, дрожавшей, как осиновый лист, продолжала: «Ну, доберусь я до виноватых, дам же им знать! - Так вы их знаете? «Нет, но что за дело! Я доищусь и не позволю шутить над собою! Ох, страсть, скоро должно сойти на сцену ... Что мне делать?..» В эту минуту возвращается Прасковья. «Ну, что?» - спрашивает Жизель. - Ничего! Ольга Тимофеевна говорит, что не может уступить ни кусочка. «А Татьяна Петровна?» - Татьяна Петровна также. «Ох, страсть!» вскричала Жизель, от нетерпения барабаня ножками по полу. Возвращается Маша. «Ну, что»? - Лавочка заперта; уж я бегала и за Торговый мост, все заперто! - отвечает Маша, задыхаясь. Жизель не была в состоянии произнести ни слова, и сидела, как осужденная на казнь. В эту минуту в ее уборную входит дежурный, чтобы известить, что скоро пора начинать, и видя общее смятение, останавливается в дверях. - Что такое с вами случилось? «Ах, Владимир Васильевич, беда! у меня пропал мел!» - Только-то, и вы от этого в отчаянии? «Как только-то? - вскричала Жизель. - Да разве вы не знаете, что если не натрем подошвы мелом, мы не можем сделать ни одного прыжка, ни одного пируэта... Ох, страсть»! - Если так, дело не шуточное, - отвечал Владимир Васильевич, - но утешьтесь, милая Жизель; честное слово, я вам достану все, что нужно. Сколько у нас остается времени… минут десять еще протянут до начала... Итак, честное слово, положитесь на меня! Владимир Васильевич вышел поспешно, и через несколько минут возвратился с целой горстью маленьких кусков мела. С торжествующим видом бросил он их на туалет. Он был весь, как в огне. «Вы спаситель мой! - воскликнула Жизель. - Я этого не забуду никогда»! Владимир Васильевич поклонился ей, и вышел. А между тем, в соседнем трактире, в знаменитом «Нотеl du Nord», бильярдные игроки делали один кикс за другим, и вот по какой причине: Владимир Васильевич, вбежав в трактир, велел себе подать бутерброд с икрой, и разговаривая с коренным посетителем этого трактира, Платоном Ивановичем, переходил из одной бильярдной комнаты в другую, и набивал себе карманы спасительным мелом, необходимым для успеха Жизели, но без которого не сделаешь ни одного удара клопштосом".
Но главнейшее место среди танцевальных жанров принадлежит вальсу, именно в это время начинается его совершенствование и подлинная слава. Он определяет структуру и характер всех бальных танцев, непринужденную манеру исполнения, основанную на свободном подчинении музыкальному ритму.
Примечательно, что вальс поначалу считался скандальным и неприличным, потому как партнеры во время танца находились слишком близко друг к другу.
Отправлено: 27.11.10 20:26. Заголовок: Вальс - король бальн..
Вальс - король бальных танцев, прекрасно встраивается в оперы и в балеты, и в конце концов, эти мелодии просто приятно послушать или наиграть, кто дружит с музыкальными инструментами
А граф просит милую пани записать его в вашей бальной книжечке на первый вальс. И на второй и третий тоже :)
Отправлено: 28.11.10 10:57. Заголовок: Gata пишет: А граф ..
Gata пишет:
цитата:
А граф просит милую пани записать его в вашей бальной книжечке на первый вальс. И на второй и третий тоже :)
Мой генерал, на второй вальс напрашивался ваш племянник. Ему есть о чем поведать и что попросить до того, как он попадётся вам на глаза, учитывая недавний скандал в карточном клубе "Пиковая дама"
Мой генерал, на второй вальс напрашивался ваш племянник. Ему есть о чем поведать и что попросить до того, как он попадётся вам на глаза, учитывая недавний скандал в карточном клубе "Пиковая дама"
Если он сумеет после этого вальса не попасться мне под руку, выживет :)
Отправлено: 29.11.10 14:03. Заголовок: Gata пишет: Если он..
Gata пишет:
цитата:
Если он сумеет после этого вальса не попасться мне под руку, выживет :)
За его жизнь я готова предложить вам мазурку, пан граф
МАЗУРКА (польск. mazurek) — польский народный танец. Характеризуется быстрым темпом, трехдольным размером. Ритмика мазурки своеобразна, акценты, порой резкие, часто смещаются на вторую, а иногда и на третью долю такта, встречаются даже на двух или всех трех долях.
О мазурке как национальном польском танце Ф. Лист писал следующее: «В Польше… мазурка не только танец, — она род национальной поэмы, назначение которой… передать пламень патриотических чувств под покровом народной мелодии. Многие из этих песен носят имя воителя, героя». <\/u><\/a>
Отправлено: 29.11.10 14:24. Заголовок: Больше всего из опис..
Больше всего из описания танцев мне нравится диалог БиО
Роза пишет:
цитата:
Она скользит, бежит, летит; усталость красит ее щеки, воспламеняет взгляд, клонит стан, замедляет шаги; наконец, в изнеможении, задыхаясь, она попадает на руки своего кавалера, который подхватывает ее сильной рукой и поднимает на мгновение в воздух, прежде чем закончить с нею этот пьянящий танец.
Представила и прониклась
Я танцевала мазурку на сцене в классическом варианте. Вот в таком вот.
Отправлено: 29.11.10 18:06. Заголовок: Как Лист феерично ра..
Как Лист феерично рассказал о мазурке Будто сама там побывала. Роза, спасибо за новую главу в книге бальных танцев А Светику - за сценическую иллюстрацию Это "Коппелия", кажется?
Роза пишет:
цитата:
За его жизнь я готова предложить вам мазурку, пан граф
Отправлено: 02.12.10 13:19. Заголовок: Gata пишет: Вы из м..
Gata пишет:
цитата:
Вы из меня веревки вьете, моя милая пани
Я самая покладистая женщина на свете, мой генерал И дарю вам котильон
КОТИЛЬОН — бальный танец французского происхождения, близкий контрдансу. Ранний вид котильона известен с XVIII века, тогда он состоял только из одной фигуры и напоминал поздние формы бранлей. Особое распространение танец получает в середине XIX века в странах Европы и в России. К этому времени относится усложнение его композиции и появление огромного количества фигур. На балах он являлся своего рода кодой вечера — как бы прощальным выступлением всех участников в излюбленных танцах. К концу века котильон соединял все основные танцы, становясь центром танцевального вечера; нередко он исполнялся между фигурами кадрили. Музыкальной основой котильона служили популярные в то время танцы (вальс, мазурка, полька).
О популярности танца в своем «Руководстве к изучению новейших бальных танцев» писал в 1848 г. Целлариус: «Известно, какое важное место занимал котильон в танцевальных собраниях: известно, какое воодушевление и какое разнообразие развивал он на окончании балов, которые считались бы неполными, если бы не имели эпилогом котильона».
Котильон напоминал массовую танцевальную игру, разнообразие которой зависело от ведущей пары, возглавляемой кавалером-кондуктором (распорядителем). Ударами в ладоши он давал сигнал оркестру менять танцы, громко называл фигуры, следил за согласованностью движений пар.
С 70-х гг. XIX века танец стал включать элементы игр, нередко с определенными предметами, аксессуарами, специально изготовленными для бала (платки, значки и др.). Разнообразие предметов и фантазия распорядителя бала создавали множество новых фигур котильона, точнее развлечений и игр с вещами, соединенных с танцами. Фигуры, комбинации котильона с аксессуарами, количество которых было чрезвычайно велико, имели свои названия (например, «Променад», «Стулья», «Цветы», «Заседание», «Подушка», «Карты, «Пирамида», «Обман», «Змея», «Таинственные руки»).
Контрданс (франц. contredanse, от англ. countrydance, буквально — деревенский танец), народный английский танец. Возник в 17—18 вв. Позднее как бальный танец получил распространение в др. европейских странах, в 19 в. слился с кадрилью. Вначале состоял из одной фигуры, затем из 5—6. Характерные музыкальные размеры 2/4, 6/8. Первые музыкальные обработки К. сделал Дж. Плейфорд в танцевальном сборнике "Английский танцевальный учитель" (1651). Как музыкальная форма К. представлен в творчестве В. А. Моцарта, Л. Бетховена, П. И. Чайковского и др.
Отправлено: 02.12.10 14:27. Заголовок: Помните из "Гуса..
Помните из "Гусарской баллады" - "я вам оставила последний котильон" и вселенское страдание на физиономии поручика Ржевского? Роза, спасибо за новую главу и за интересные иллюстрации
Роза пишет:
цитата:
Я самая покладистая женщина на свете, мой генерал И дарю вам котильон
Ваш генерал - самый жадный мужчина на свете и просит котильоны на все балы вперед
Ваш генерал - самый жадный мужчина на свете и просит котильоны на все балы вперед
Отказать вам, мой генерал, всё равно, что отказать самой себе Не желаете еще и лансье?
ЛАНСЬЕ (франц. lancier, букв. — улан) — английский бальный танец (английская кадриль), разновидность контрданса. Получил распространение в Европе в середине XIX века. В лансье танцующие располагались в каре так же, как во французской кадрили, — по 4 или 8 пар крест-накрест. Этот достаточно красивый и изящный танец состоял из 5 фигур, каждая из которых имела определенные названия (например, «мельница»). Музыкальный размер для 1, 3, 4-й фигур 6/8, 2-й и 5-й — 3/4 и 4/4. Каждая фигура, кроме 5-й, начинается музыкальным вступлением (8 тактов).
Существовал сравнительно недолго (40 — 50 лет). Это объясняется тем, что для лансье всегда требовалось либо 4 пары, либо 8, 12 и т. д., т. е. число, кратное 4. Кадриль в этом отношении была гибче, в ней любое четное количество пар уже могло объединиться для танца. В некоторых странах, особенно в России, приобрел популярность в народном быту. В русской народной танцевальной практике созданы многочисленные варианты лансье — например, «ланце», известный с конца XIX века (музыкальный размер 2/4).
КАДРИЛЬ (от исп. cuadrilla — буквально — группа из 4-х человек, от лат. quadrum — четырехугольник) — бальный танец XVIII—XIX веков, происходящий от контрданса. Музыкальный размер чаще 2/4, темп подвижный. Музыка, обычно основанная на популярных мелодиях (в т. ч. на таких «неподходящих», как темы из «Тристана и Изольды» Вагнера или Stabat mater Россини). Перед кадрилью обыкновенно звучит восемь или шестнадцать тактов (ритурнель), которые уведомляют танцующих, что им пора занять свои места. После того, как танцующие заняли свои места, музыка играет интродукцию (8 тактов) Такую интродукцию играли перед каждой фигурой кадрили.
Кадриль — танец, распространенный у многих европейских народов и получивший свое название благодаря тому, что группы танцующих образовывали маленькие «четырехугольники», из двух пар каждый (каре). Родина танца — Франция, где он был популярен особенно в эпоху Наполеона. В то время французская кадриль, качество исполнения которой было серьезным испытанием для самолюбия исполнителей, состояла из 5 фигур и была центром внимания и основой каждого бала.
Танцевальная техника исполнения была доведена до совершенства, а движения были идеально законченными и выверенными. Хореографические фразы поочередно исполнялись разными парами, а каждая фигура заканчивалась общим движением, соединяющим всех участников танца.
Разумеется, на протяжении XVIII—XIX веков, когда кадриль была очень популярна, она претерпела немало изменений. Старинные несколько претенциозные названия фигур (Le Pantallon, Ete, La Poule, La Trenis, La Pastourelle) впоследствии были заменены простыми порядковыми номерами, упростились переходы, некоторые движения постепенно исчезли или были заменены обыкновенными шагами, какими ходят в повседневной жизни. Современники с сожалением писали: «Прежде ее танцевали, а нынче в ней ходят». Некогда столь красивый салонный танец начал мало-помалу утрачивать свойственную ему легкость и изящество и к концу XIX века выходит из моды.
Существует множество разновидностей кадрили, распространенных в народном быту — русская, украинская, белорусская, литовская, латышская, эстонская, американская (получившая название square dance, букв. «квадратный танец»). Русская кадриль, отличающаяся самобытностью, имеет многообразные местные варианты: московская, калининская, волжская, уральская и др. Одна из разновидностей кадрили — народные танцы шестера, восьмера, четвера, распространенные на Урале и в северных областях России.
Отправлено: 18.12.10 13:31. Заголовок: Gata пишет: Мне как..
Gata пишет:
цитата:
Мне как жутко запоздавшей с поздравлениями
Выпить никогда не рано и всегда не поздно
Роза пишет:
цитата:
В то время французская кадриль, качество исполнения которой было серьезным испытанием для самолюбия исполнителей, состояла из 5 фигур и была центром внимания и основой каждого бала.
Я как-то столкнулась с этой французской кадрилью. Без серьезных хореографических навыков танцующий будет выглядеть шутом.
Отправлено: 24.12.10 15:17. Заголовок: Сколько тут интересн..
Сколько тут интересного по истории танца. Розочка, спасибо Кое-что я уже знаю, но были и новые детали. Я тоже внесу дополнительную информацию про вальс.
Вальс появился в конце XVIII в. и долго не был известен в разных странах. К примеру, в России при Павле I вальс подвергался гонению, Павел запретил танцевать, держа партнершу двумя руками; да и при Александре I вальс пользовался репутацией излишне вольного танца. М. Сперанский писал дочери: «Жаль только, что глупый вальс занял место французских кадрилей; но есть надежда, что и у нас он сделается столько же дряхл и смешон, как в некоторых государствах». [1] В Англии, когда же его начали исполнять на балах, вальс вызвал не только восторг, но и серьезные возражения. Противники этого танца подняли большой шум, так как вальс позволял партнерам прижиматься друг к другу, и многие матери запрещали его танцевать своим дочкам. Допуск в высшее общество вальс получил уже после Венского конгресса 1815 г. В 1816 г. его станцевала в клубе Олмакс графиня Ливен со своим постоянным партнером — лордом Пальмерстоном.
В 1820-е гг. вальс не имел еще той популярности, которая пришла к нему позже. В романе Э. Бульвера-Литтона «Годольфин» (конец 1820-х гг.) вальс описывается так: «Был объявлен иностранный танец, в это время мало кому известный в Англии, его умели исполнять лишь те, кто побывал за границей. Но так как движения требовали особой грациозности, многие отказывались продемонстрировать свое умение из скромности». До 30-х гг. вальс могли танцевать замужние дамы, но для юных девушек это было недопустимо. В той же Англии вальс исполнялся на балу не более трех раз, и танцевать его было принято с одним и тем же постоянным партнером. Это не обязательно был муж или любовник (для кавалеров, соответственно, жена или любовница). Это был человек, с которым дама (или кавалер) на каждом балу танцевала вальс (дело в том, что и в провинции, и в Лондоне существовала традиция регулярных балов, проводившихся в одном и том же месте каждую неделю). Поскольку партнер был у многих известен заранее, часто на вальс специального приглашения не делали. Хотя, конечно, бывали и исключения. Правило одного тура (у нас более известное как правило двух кругов) в это время, по-видимому, еще не существовало.
Вальс состоял не только из кружения, но и из различных фигур: часть танцующих стоят не лицом, а боком друг к другу, а некоторые выполняют па с одной и той же правой ноги. Это позволяет предположить, «наполеоновский» вальс включал такие фигуры как променад и повороты, аналогичные открытому и закрытому повороту мазурки. Кроме того, некоторые танцоры стоят в позициях, аналогичных тем, в которых и по сей день танцуется лендлер.
Пары были вольны исполнять любые известные им (или придуманные ими) фигуры. Гете писал в «Страданиях юного Вертера»: «Я попросил у нее второй контрданс; она обещала мне третий и с очаровательной откровенностью призналась, что до страсти любит танцевать немецкий вальс. «Тут у нас принято, — продолжала она, — чтобы дама танцевала вальс со своим постоянным кавалером. Но мой кавалер прескверно вальсирует и будет мне признателен, если я избавлю его от этого труда. Ваша дама тоже не охотница и не мастерица танцевать вальс, а я заметила еще в англезе, что вы вальсируете превосходно. Так вот, если вам хочется танцевать со мной, ступайте попросите разрешения у моего кавалера, а я пойду к вашей даме». Я согласился, и мы решили, что ее танцор будет между тем занимать мою танцорку. Танец начался, и мы некоторое время с увлечением выделывали разнообразные фигуры. Как изящно, как легко скользила она! Когда же все пары закружились в вальсе, поднялась сутолока, потому что мало кто умеет вальсировать. Мы благоразумно подождали, чтобы наплясались остальные, и когда самые неумелые очистили место, вступили мы еще с одной парой, с Одраном и его дамой, и не посрамили себя. Никогда еще не двигался я так свободно. Я не чувствовал собственного тела. Подумай, Вильгельм, - держать в своих объятиях прелестнейшую девушку, точно вихрь носиться с ней, ничего не видя вокруг и... Однако, сознаюсь тебе, я поклялся мысленно, что никогда, ни за какие блага в мире не позволил бы своей любимой, своей невесте, вальсировать с другим мужчиной. Ты меня, конечно, поймешь!»
Светлячок, благодарю за "наше фсё"! Особенно последняя танцовщица понравилась - Нюренции до нее как до луны пешком.
Алекса пишет:
цитата:
Кое-что я уже знаю, но были и новые детали. Я тоже внесу дополнительную информацию про вальс
Сашенька, спасибо за рассказ! Я тоже сделала для себя интересные открытия. Например, про постоянного вальс-кавалера :)
Алекса пишет:
цитата:
Однако, сознаюсь тебе, я поклялся мысленно, что никогда, ни за какие блага в мире не позволил бы своей любимой, своей невесте, вальсировать с другим мужчиной. Ты меня, конечно, поймешь!
Отправлено: 04.06.11 09:18. Заголовок: Впервые появились пу..
Впервые появились пуанты в балете «Зефир и Флора».
На рубеже XVIII и XIX веков культура Европы пала под натиском романтизма. Богини, нимфы, духи, русалки и прочие призрачные персонажи прочно обосновались в поэзии и живописи. Но как было воплотить эти бестелесные существа на сцене? Хореографы решили постараться вызвать у зрителя иллюзию, будто балерины "парят над землей", - и для этого заставили танцовщиц встать на кончики пальцев. Такая манера танца оказалась полезной и для исполнения пируэтов.
Первый раз танцоры балета поднялись на кончики пальцев в 1796 году в Лондоне во время спектакля «Зефир и Флора». В этом им помогала проволочная система из тросиков и блоков, поддерживавшая их в танце. Кстати, «Зефир и Флора» был также первым балетом, в котором танцор поднимал свою партнершу и в котором появилось «па-де-де» как «разговор двух танцоров». Один из газетчиков, присутствовавших при этом событии, писал: «Это было невиданное, но от этого не менее превосходное соло для балетных тапочек с оркестром».
В 1790-х гг. под влиянием современной моды женский балетный костюм стал значительно более легким и свободным, так что под ним угадывались линии тела; одновременно отказались от обуви на каблуке, заменив ее на легкую бескаблучную туфельку. Менее громоздким стал и мужской костюм: панталоны в обтяжку до колен и чулки позволяли разглядеть фигуру танцовщика. Наиболее значительным новшеством стало изобретение туфельки, позволявшей стоять на пуантах, что способствовало развитию пальцевой техники женского танца, открыв новые технические возможности. Первыми это попробовали сделать Женевьева Гослен (1791–1818) и Амалия Бруньоли (в 1820-х гг.).
В 1832 году итальянец Филиппо Тальони поставил в парижской опере балет "Сильфида", в котором отказался от приспособлений. У балерин были только балетки с укрепленной подошвой. Легенда связывает появление пуантов именно с Марией, хотя их использовали и раньше. Тальони вкладывала в танец на пуантах другой образный смысл: партия выражалась в полетности. С тех пор танец "на пуантах" стал неотъемлемым элементом классического балета.
Французская манера танца отличалась легкостью и воздушностью, итальянская по-прежнему развивала виртуозность танца: прыжки, вращения. Предромантизм подготовил качественный сдвиг в искусстве балета, новую балетную поэтику. К началу 1830-х на первый план вышли контрасты между возвышенным и житейски низменным, что составит суть романтизма. На первые роли выдвинулся женский танец. "ФЛОРА И ЗЕФИР" ("Flore et Zephire"), "Зефир и Флора" ("Zephire et Flore"), одноактные балеты на сюжет античной мифологии.
"...и танцовщики и танцовщики танцевали чрезвычайно высоко на полупальцах, что зафиксировано в последний раз в 1820 году Блазисом. Блазис в это время в Париже и в курсе всех новинок, но пальцев еще не знает, называя свои "три четверти пальцев" (по Чекетти) пуантами. На это обратил внимание Левинсон, вопрос о моменте возникновения пуантов его интересует, но дальше поставленного вопроса - когда же именно произошла эта перемена? - он не идет <...> Мы решаемся ответить на вопрос, который ставит Левинсон: пуанты появились в промежутке трех лет, от 1822 до 1825 год. В 1820 году они еще не известны, в 1826 году они зафиксированы на первых изображениях Марии Тальони, она и встала на пальцы первая.."
Четыре прима-балерины: Карлотта Гризи, Мария Тальони, Люсиль Гран, Фанни Черрито. 1845. Литография J.Bouvier.
Первое выступление 4-х суперзвезд на одной сцене - Pas de Quatre
Французский балетмейстер Жюль Жозеф Перро специально создал балет, знаменитый Pas de Quatre для 4-х известнейших балерин своего времени (и не только своего): Карлотты Гризи, Марии Тальони, Люсиль Гран и Фанни Черрито. Премьера его состоялась 12 июля 1845 года в присутствии королевы Виктории - постановка, собственно, и создавалась как заказ к августейшему посещению - и вошла в историю балета не только как признанный хореографический шедевр, но и как успешная попытка объединить на одной сцене 4-х "Супер Звёзд" (как сказали бы сейчас), имеющих запутанные и крайне осложненные взаимной конкуренцией отношения. Перед Перро стояла трудная задача - не только примирить в своей постановке четверых самых выдающихся примадонн балета (из ведущих балерин в нём не участвовала только Фанни Эльсслер), но и создать такую хореографию, которая выгодно подчеркнет особенности таланта каждой. Это удалось. Во время репетиций Перро справился даже с такой нелегкой проблемой: жесточайшие споры велись по поводу того, в какой очередности будут появляться балерины - последняя кода считалась самой выигрышной. Решением было предложение: танцевать согласно возрасту - самая младшая первой и самая старшая последней. Понятно, что неожиданно всем захотелось танцевать первой. В результате Гран вела, сопровождаемая Гризи, затем вступали Черрито и Тальони.
Отправлено: 07.06.11 19:41. Заголовок: Роза пишет: Во врем..
Роза пишет:
цитата:
Во время репетиций Перро справился даже с такой нелегкой проблемой: жесточайшие споры велись по поводу того, в какой очередности будут появляться балерины - последняя кода считалась самой выигрышной. Решением было предложение: танцевать согласно возрасту - самая младшая первой и самая старшая последней. Понятно, что неожиданно всем захотелось танцевать первой.
Перро был не только талантливый хореограф, но еще и выдающийся дипломат
Алекса пишет:
цитата:
В нашей балетной школе ходят легенды про ответ Светлячка на экзамене по истории хореографии как раз про Pas de Quatre.
Ой, расскажи, плиз! Сашенька, я же теперь ночами спать не буду, пока не заполучу всю историческую цитату! :)
Отправлено: 09.06.11 12:50. Заголовок: Алекса пишет: Я дос..
Алекса пишет:
цитата:
Я дословно не помню, тем более, что обороты речи Светланы, может воспроизвести только она сама.
Ну, сказала я что-то типа того, что умный мужчина в женскую драчку не полезет, а при художественном интерпретировании еще и заработает. Препод начал глотать ртом воздух.
Хорошо, что я этих девушек не на ночь увидела. Одели бы лучше сарафаны, чтобы было непонятно, где кончается одёжа и начинается тело.
Отправлено: 09.06.11 13:12. Заголовок: Вот как надо развязы..
Вот как надо развязывать языки - учитесь в Третьем отделении
Светлячок пишет:
цитата:
сказала я что-то типа того, что умный мужчина в женскую драчку не полезет, а при художественном интерпретировании еще и заработает. Препод начал глотать ртом воздух
Светик, это на пять с плюсом! Верю, что легенды ходят, и еще сто лет будут ходить
Отправлено: 10.06.11 18:50. Заголовок: Алекса пишет: А мне..
Алекса пишет:
цитата:
А мне пухленькие танцовщицы кажутся трогательными
"Трогательные" сползла под стол . Просто была у меня в жизни история. Не обижайтесь милые девушки, вы у нас настоящии красавицы, но касту балерин трогательными назвать никак нельзя. По крайней мере так мне однажды ответил один молодой человек которого я пытала на предмет отличия танцовщиц от балерин. По его словам разница в наличии того, за что можно подержаться у первых.
Светик оценила. Очень люблю всё, что выходит за общепринятые рамки классики. Если это сделано со вкусом. Люблю парадоксы. Поэтому мне нравится эта серия фоток. Сама бы поучаствовала с удовольствием.
Сейчас вряд ли такое, а раньше выбирали по святцам.
Cейчас как раз народ ударился во все эти Фролы, Фоки, Аглаи и прочие старорусские имена. Причем ощущение, что чем чудней имя, тем лучше. Уверена, что и Аграфены с Агриппинами есть. Одна моя знакомая назвала ребенка Савва и мотивировала это тем, что искала имя малораспространенное, чтобы так точно уже никого не звали. И через какое-то время встретила на детской площадке ребенка с таким же именем.
Если не знаете автора какой ни есть мазни, в Гугле имеется поиск по картинкам. Нужно только тыкнуть на верхней панели на слово "Картинки", а потом в строке ввода - на маленький фотик. Дальше грузите либо ссылку из инета, либо файл со своего компа и вуаля.
Отправлено: 04.05.13 09:46. Заголовок: Болтала на-днях со з..
Болтала на-днях со знакомой балетоманкой, завсегдатаем Мариинки. Она жаловалась - в театре проблема, примы стройными рядами маршируют в декрет :-) На прошлой неделе ушла (уже во второй!) Олеся Новикова, которую я совсем недавно видела в "Бахчисарайском фонтане" (Мария). Муж её - замечательный танцовщик Леонид Сарафанов, ныне работает в Михайловском театре, и я надеюсь его увидеть 15 мая в "Спящей красавице".
Отправлено: 30.05.14 06:13. Заголовок: Сегодня иду на гала-..
Сегодня иду на гала-концерт в честь 100-летия екатеринбурского балета.
Будет такое количество балетных прим и звезд, какое я не видела ни в одном мировом театре (а я много где бывала) в одном месте и одновременно. Предвкушаю
Отправлено: 30.05.14 07:16. Заголовок: Розик, ты меня вроде..
Розик, ты меня вроде как поздравляешь? )
Роза пишет:
цитата:
Будет такое количество балетных прим и звезд, какое я не видела ни в одном мировом театре (а я много где бывала) в одном месте и одновременно. Предвкушаю
Сама радуюсь, что получится танцевать с Марией Кочетковой и Алессио Карбоне.
Отправлено: 30.05.14 21:36. Заголовок: "Гала" был з..
"Гала" был замечательный. Светлячка поздравляю! Жаль, не знала, что можно будет сегодня Светлану увидеть. Вообще, в последние несколько лет в Екатеринбурге в оперном можно лицезреть столичных и европейских артистов.
Отправлено: 04.06.14 19:04. Заголовок: Я, как всегда, с опо..
Я, как всегда, с опозданием, сорри, но празднование юбилеев такого порядка одним днем не ограничивается. Поздравляю свердловчан и персонально Светланку и Сашеньку Хотела заказать тортик, но вовремя себя остановила и прикупила подарочек в другом отделе :)
Все даты в формате GMT
2 час. Хитов сегодня: 29
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет