АвторСообщение
Gata
Сладкоежка




Сообщение: 1988
Репутация: 11
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.09.09 07:59. Заголовок: Три века Романовых


Здесь предлагаю делиться интересной информацией из истории венценосного семейства.

Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 82 , стр: 1 2 3 4 5 All [только новые]


Царапка
Мечтательница




Сообщение: 2222
Репутация: 24
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.02.10 20:56. Заголовок: Эффектно...


Эффектно.

Спасибо: 0 
Профиль
vi0la



Сообщение: 13
Репутация: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.02.10 21:40. Заголовок: 13 февраля 1903 года..


13 февраля 1903 года состоялась вторая часть бала; среди гостей присутствовали назначенные Ее Величеством 65 "танцующих офицеров". Члены царской семьи собрались в Малахитовой гостиной, остальные – в прилегающих помещениях. В одиннадцатом часу вечера все участники перешли танцевать в Концертный зал, где за позолоченной решеткой на подиуме находился придворный оркестр в костюмах трубачей царя Алексея Михайловича, а в большом Николаевском зале были расставлены 34 круглых стола для ужина. Буфеты располагались в Концертном зале и Малой столовой, столики с чаем и вином – в Малахитовом зале.


После ужина гости и хозяева возвратились в Концертный зал и танцевали до часа ночи. Общие вальсы, кадрили и мазурки начались после исполнения специально подготовленных трех танцев: русского, хоровода и плясовой под руководством главного режиссера балетной труппы Аистова и танцовщика Кшесинского. Кавалерами выступали молодые офицеры гвардейских полков: кавалергарды, конногвардейцы и уланы. Группа танцующих прошла серьезную подготовку: 10 февраля 1903 года на генеральной репетиции в Павильонном зале дамы явились в сарафанах и кокошниках, мужчины – в костюмах стрельцов, сокольничих и др. В качестве "жюри" на репетиции присутствовали Императрица Александра Федоровна и Великая княгиня Елизавета Федоровна.

По распоряжению Александры Федоровны после балов 11 и 13 февраля лучшие фотографы Санкт-Петербурга — Боассон и Эглер, Александр, Ренца и Шредер, Левицкий и другие — выполнили одиночные портреты и групповые снимки участников бала. Эти фотографии послужили основой для издания альбома с фототипиями, содержащего около двухсот изображений. Альбомы распространялись (за определенную, довольно высокую, плату) с благотворительной целью в первую очередь среди участников бала.

Прекрасно выполненные фотографии позволяют увидеть мельчайшие детали костюмов и на основании сопоставления с имеющимися в музее вещами атрибутировать целый ряд одежд, головных уборов, рукавиц и обуви. Таким образом были выявлены отдельные предметы и комплекты, принадлежавшие двенадцати участникам маскарада. В этих же костюмах они появились на балу во дворце Шереметева, который состоялся 14 февраля того же года.
Знакомство с фототипиями позволяет представить направленность художественного оформления маскарадных костюмов участников бала в их реальном воплощении.

Здесь представлены бояре и боярышни, различные придворные чины времен Алексея Михайловича, сокольничьи, стрельцы, горожанки в различных одеждах: от богатых ферезей и платен до крестьянских сарафанов с душегреями.

Портреты участников костюмированного бала 1903 года остались запечатленными в фотоработах столичных фотографов Л.Левицкого, Д.Асикритова, В.Ясвоина, Д.Здобнова, Ив.Войно-Оранского, Е.Морозовской, М.М.Рейссерти и Е.Флиге, Ренца и Ф.Шрадера, Ф.Боассон и Ф.Эгглера

Спасибо: 0 
Профиль
Корнет
Монархист




Сообщение: 340
Репутация: 19
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.02.10 07:24. Заголовок: Костюмы таковы, что ..


Костюмы таковы, что не подумаешь про бал-маскарад. Полное ощущение иллюстраций к поэме "Борис Годунов".

Еще одно, последнее сказанье -
И летопись окончена моя,
Исполнен долг, завещанный от бога
Мне, грешному. Недаром многих лет
Свидетелем господь меня поставил
И книжному искусству вразумил;
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду -
И, пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет,
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро -
А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют.



А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Спасибо: 0 
Профиль
Gata
Сладкоежка




Сообщение: 4145
Репутация: 39
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.03.10 18:04. Заголовок: Что-то я пропустила ..


Что-то я пропустила эту великолепную коллекцию Стыд мне и позор, ведь такая роскошь, прямо просится в фотошоп! Спасибо, vi0la!

---------------------------------
Здоровью моему полезен русский холод (с) Пушкин
Спасибо: 0 
Профиль
Светлячок
Воздушный фонарик




Сообщение: 203
Репутация: 13
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.03.10 18:10. Заголовок: О да, есть на что по..


О да, есть на что полюбоваться

Спасибо: 0 
Профиль
ksenchik
Витающая в облаках




Сообщение: 372
Репутация: 24
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.03.10 08:21. Заголовок: vi0la, спасибо больш..


vi0la, спасибо большое за информацию и фото!!!
Если не секрет, где ты их нашла?

Жизнь - это небольшая прогулка перед вечным сном. (Ф. Раневская)

Мечта и действительность сливаются в любви. (Набоков)
Спасибо: 0 
Профиль
vi0la



Сообщение: 61
Репутация: 14
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.03.10 16:31. Заголовок: ksenchik , вот неско..

Спасибо: 0 
Профиль
Olya
Интеллектуалка




Сообщение: 2004
Репутация: 39
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.03.10 17:27. Заголовок: Мы же тут говорим о ..


Мы же тут говорим о представителях Романовской династии? Тогда мне сюда. Случайно наткнулась сегодня и зачиталась, а пока читала, вся изошлась слезами

Александра Николаевна Романова. "Соловей гатчинских рощ" (Очерк из цикла "Царский альбом")



ОТ АВТОРА:

Я впервые пишу такую историю знатной артистки. Артистки уникальной до гениальности. Но не принадлежащей к этому " сословию" по праву рождения. Артистки из царствующего дома Романовых. Музыкальное ее дарование было столь велико, что повергало в изумление опытных и профессиональных певцов италийской школы и музыкантов венских. Но она пела лишь в камерных гостиных Эрмитажа, на изысканно - маленькой сцене придворного театра, в будуарах и залах Зимнего и Александрии*( * Личная усадьба императрицы Александры Феодоровны, жены Николая Первого, матери В. К. Александры. - Р.). Те же, кто слышал в ее исполнении арии из опер Моцарта и Доницетти, хоралы Дмитрия Бортнянского и Перголези, с трепетом сердечным думали о том, что так, вероятно, поют в горней выси ангелы Господни: чистота и высота звуков, исторгаемых нежным, поистине "золотым", горлом великой княжны Александры Николаевны была просто непередаваема. Она то переходила в волнующий бархат самых низких нот, ласкающий до дрожи, то вновь взмывала вверх невинною трелью жаворонка или переливчатым звоном струй высокогорного ручья... Казалось, что сам солнечный луч замирал в своем вечном танце услышав сие волшебство.
В Даре голоса ее было нечто, трепетное, теплое, ошеломляющее, волнующее, то самое, что заставляло седовласых профессоров вокала из Рима и Берлина, качать головами и утирать повлажневшие глаза: " Это невероятно! В горле у маленькой русской принцессы живет соловей из эдемского сада, а из рук ее музыка течет, словно струи родника". Кстати, на всех портретах Александры Николаевны обращает на себя внимание именно эта необыкновенная "музыкальная посадка", "постановка" ее рук, скрытая певучесть жеста и невинная, девическая гармоничность души, которую изысканные придворные портретисты (Кристина Робертсон, Дж. Доу) пытались выразить присутствием в картинах и портретах светло - голубого или золотистого колорита, обязательно осеняя тонкие пальцы царственной певицы цветком или бутоном розы. Розы всегда были ее маленькой слабостью.
Да, щедрые Небеса даровали ей многое из того, чего жаждет при рождении любая душа человеческая: необыкновенность внешности, которую многие сравнивали с ангельскою, мягкость характера, чистоту помыслов, широкую художественную одаренность натуры, громадный талант, повергающий окружающих в восторг. Если же к этому еще прибавить желанность существования ее в лоне семьи, желанность, которую она каждодневно ощущала от родителей, сестер и братьев, то... Чего бы ей можно было хотеть еще? Разве что - лишь долгой жизни рядом с любимым человеком, в окружении любящих детей, внуков, правнуков. Но спокойствия своего заката она не изведала. Небеса, даруя ей все, что перечислено выше, взамен попросили слишком многое: Длительность Жизни. Царственной служительнице Муз было суждено встретить радостною улыбкой только лишь зарю своего бытия. Александра Николаевна Романова, Ея Императорское Высочество Великая Княгиня и Ландграфиня Гессен - Кассельская прожила на свете всего девятнадцать неполных лет и умерла в самый день появления на свет своего первенца - сына, маленького принца Вильгельма.

1.
Покидая этот мир светлым, солнечным утром, она страдала невыразимо, но голос ее, полный смертной муки, еще пытался произнести слова утешения для близких, толпящихся растерянно у ее смятой горячкою постели: братьев, отца, юноши - мужа, сестер и матери.
Голос, глубина и ширь которого прежде могла достигнуть трех полных октав, звучал теперь до неузнаваемости тихо и часто прерывался горловым, надсадным кашлем, окрашивающим тонкий батист и шелк платков алыми или темно - багровыми пятнами крови. Но она все еще силилась проникнуть в прозрачность верхних нот Моцартовского "Дон Джованни" - хотя бы: в первые три - четыре.....
Сквозь поток слез, застрявших в горле горьким комом, ей пыталась подпеть Marie, а вместе с нею - Олли, любимая сдержанная, чуть холодноватая Олли, подарившая ей не только скрытую нежность сестринского сердца, но и часть своей собственной судьбы.....

2.
Ландграф Карл - Фридрих Кассельский, приехавший свататься к ней, Олли, и, увидевший в прохладных галереях Арсенала Гатчинского дворца, рядом с нею, черноволосую, синеглазую, подвижную, как солнечный луч Адини - любимицу семьи и грозного исполина - отца: русского Государя Николая Первого Павловича - влюбился в последнюю мгновенно. Окончательно, ошеломляюще, бесповоротно, словно в голову ему ударило старое "шаторе", подаваемое изредка к обеду царственной семье и гостям за длинным дубовым столом Арсенального зала. Отпрыск старого ландграфа Вильгельма Гессен - Кассельского влюбился безнад`ежно, ибо думал сперва, что родители Княжны Александры, настроенные на замужество старшей дочери, найдут его неожиданному желанию ряд возражений. А они лишь растерялись. Княжна же Ольга Николаевна, видя нешуточность пыла чувств немецкого владетельного наследника и ответную приязнь сестры; любуясь на ее румяные щеки, бархатистую тень ресниц то и дело опускающуюся на глаза; слыша, как серебряным колокольчиком взмывает вверх ее смех, эхом отдаваясь в гулком полумраке галерей, отступила в сторону..... Тихо, мудро, тактично. Она сопровождала влюбленных на прогулках и катаниях на лодках по прудам Гатчины, которых там было великое множество. Пруды скрывались в густой листве и, когда неожиданно открывалась взорам зеркальная ширь и гладь воды, то - дух захватывало....

3.
Адини обрывала свой обычный веселый щебет, и сердца сопровождавших ее замирали уже от каватины из Доницеттиевской "Лючии де Ламермур"...
Нежные трели голоса девушки, словно скользили по воде, тонули в ней, ласкали ее. Это лишь героиня оперы грустила у озера, поверяя ему свою печаль и мечты, а Фридриху все казалось, что Адини, чудная Александра, поет о себе...
Он обращался с трепетным, немым вопросом к Олли, несостоявшейся невесте. И та, как верная наперсница, смеясь, уверяла встревоженного будущего зятя, что никаких горестей сердце Адини, пока не знает, оно чисто и свежо, единственное, пожалуй, чего она боится в жизни, так это чем- нибудь ненароком обидеть Отца или огорчить МамА. Ну, да, еще - грозы! Но от нее они удачно прячутся в своем домике для кукол, построенном по специальному заказу Папа в Париже. Правда, они уже выросли, и очень боятся переломать в кукольной гостиной изящную мебель и посуду каким -нибудь неосторожным движением. Жених удивленно - непонимающе поднимал брови кверху, и хохочущие сестры под руки вели его на галерею Арсенала, где в одном из укромных уголков стояло изящное сооружение... Любоваться там было на что: крохотные креслица и столики, посверкивали в свете тонких, кованных из серебра шандалов и канделябров позолотою, а те в ответ - отливали матовым блеском на глянцевых боках севрских кофейных чашечек с "романовским" вензелем по краю. Вильгельм полюбопытствовал было, почему крыша в домике снята, но сестры объяснили, что так ведь удобнее светильники гасить, не будут же они гореть, когда фарфоровые обитательницы дворца - куклы - уступают место шелкам и туфелькам взрослых озорниц. Не ровен час, юбкою заденешь, пожар случится, а ПапА после огненной гибели Зимнего 17 декабря 1837 года, о чем Адини и Олли только по рассказам нянюшек помнят, ужас, как строг стал насчет свечей и, вообще, огня ночного! Ведь пожар, уничтоживший Зимний до самого основания, случился оттого, что в Аптеке Дворцовой кто-то из зябнувшей прислуги додумался, ненароком, заткнуть отверстие рядом с дымовою трубою куском рогожи. От попавшей на нее искры из печи, рогожа начала тлеть, потом загорелась. Огонь пробрался в не заделанную отдушину Фельдмаршальского зала, отделенную от капитальной стены деревянною перегородкой. Дерево тотчас занялось, а когда солдаты караула заметили огонь, было уже слишком поздно!

4.
Василий Андреевич Жуковский, их общий с Цесаревичем - братом наставник, позднее рассказывал Адини, что "злой дух огня" уничтожил буквально все сокровища покоев Императрицы, не удалось сохранить ни одной безделушки, даже и той семейной реликвии, которой особо дорожил Император: статуи Государыни, отлитой из мрамора немецким художником Г. Раухом"... Но зато, как все гордились тем, что удалось спасти из знаменитой Военной галереи Карла Росси и Джорджа Доу все триста тридцать два портрета генералов, участников битв с Буонопарте, и все полковые и гвардейские знамена!
И как же все в столице радовались, что уцелели полотна в знаменитом Эрмитаже: отважные солдаты и пожарные с Божией помощью разобрали галерею, соединяющую Зимний с Музеем, выложив на пути бушующего пламени глухую кирпичную стену...

5.
И блистательная Концертная Зала, увы, тоже сгорела дотла, но уже через полтора года юная Адини дала первый концерт в Новой, восстановленной с прежней роскошью. Она рассказывала Карлу - Фридриху, что тогда голос ее неумолимо дрожал от слез восторга и восхищения восстановленною красотою, но почти никто не заметил этого, ибо верхнее ее "до" взлетало к тонким хрустальным подвескам люстр и те - звенели в такт, переливаясь тысячью маленьких, слепящих радуг...
МамА говорила Адини после, что более всех юной певице рукоплескали три человека: ПапА, и приглашенные им в концерт архитекторы: Владимир Стасов и Александр Брюллов, брат знаменитого "гения кисти"

Мы совпали как птицы с небом,
Как земля с долгожданным снегом
Совпадает в начале зимы,
Так с тобою совпали мы...
Спасибо: 0 
Профиль
vi0la



Сообщение: 79
Репутация: 15
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.03.10 11:51. Заголовок: Душещипательная исто..


Душещипательная история...

Спасибо: 0 
Профиль
Olya
Интеллектуалка




Сообщение: 2019
Репутация: 39
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.03.10 13:18. Заголовок: vi0la , очень. Прямо..


vi0la , очень. Прямо сердце сжимается... Только я не поняла, почему ее звали Адини. Французская интерпретация имени Александра, что ли?
Кстати, как у сценаристов повернулся язык про "посредственные вокальные данные"

Мы совпали как птицы с небом,
Как земля с долгожданным снегом
Совпадает в начале зимы,
Так с тобою совпали мы...
Спасибо: 0 
Профиль
vi0la



Сообщение: 101
Репутация: 15
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.03.10 10:04. Заголовок: Olya , не знаю почем..


Olya , не знаю почему, родители часто детей всякими чудными имечками в домашней обстановке называют.)) От избытка чувств.)


Спасибо: 0 
Профиль
vi0la



Сообщение: 102
Репутация: 15
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.03.10 10:14. Заголовок: Обещала Царапке поде..


Обещала Царапке поделиться информацией об императоре Павле I.)) Уклад жизни при Павле.

Требование службы распространялось и на штатских чиновников; если екатерининские сенаторы годами не появлялись в Сенате, то при Павле I в 5 часов утра во всех учреждениях горели свечи и работа шла полным ходом. Жестоко преследовались взятки и вообще лихоимство. Все же, по общему мнению, штатская служба была много легче военной, и отпрыски знатнейших родов перестали гнушаться ею. Даже свертывая присутственные места, Павел I оставлял содержание уволенным. Д. Б. Мертваго свидетельствует: «Суровость правления произвела страх... Судьи и подьячие, от службы уволенные, никакого имения нигде не имеющие, разбрелись по подаренным им дачам» .

Разительно изменился Петербург. Шлагбаумы, верстовые столбы, будки были выкрашены в черно-белый цвет (тогда он считался верхом уродства). Жестко регламентировалась жизнь горожан. Запрещено было носить фраки, круглые шляпы, а предписывались немецкие камзолы, треуголки, парики и башмаки с пряжками. В 10 часов вечера повсюду гасили огни, и столица должна была отходить ко сну. Даже обедать все должны были в одно и то же время, в 1 час дня. Офицерам не разрешалось ездить в закрытой карете, а лишь верхом или в дрожках. При встрече с императором надлежало выйти из экипажа и отдать поклон (только дамы могли оставаться на подножке), в противном случае – арест. Контраст с предыдущим царствованием был столь велик, что ропот, смешанный с язвительными насмешками, доходил до самого императора. Мелочная регламентация банальных, житейских ситуаций была особенно тягостна для дворянства, привыкшего к сравнительно широкой личной свободе.
Наконец, само количество новых узаконений и требований смущало умы. Новые указы появлялись так часто, что их не успевали освоить, поэтому нарушали их, подвергались взысканиям, следствием чего было чувство неуверенности в собственном будущем даже у лиц, высоко стоявших в чиновной иерархии. За четыре года царствования Павла I издано было 2179 законодательных актов, или в среднем 42 в месяц (при Екатерине II издавалось в среднем 12 в месяц) . Оценивая первые акты Павла I лишь как производное от ненависти его к Екатерине II, от желания уничтожить память о ней, общее мнение связывало это с личными качествами императора.

Гатчинский уклад жизни император перенес в Петербург. Свою личную жизнь он так же строго регламентировал, как и быт своих подданных, причем никогда не отступая от однажды принятого режима дня. Обычно он вставал очень рано, пил кофе и уже в 6 часов утра принимал с докладом петербургского генерал-губернатора, в 7 часов слушал доклады по иностранным долам. К 9 часам он выходил на вахт-парад и развод караула, совершаемые, как правило, при большом стечении народа. Когда толпа мешала, Павел I вежливо просил отодвинуться. Вообще же смотры гвардии длились около двух часов, и всегда, в любую погоду, в мороз или дождь, император на них присутствовал. Затем были прогулка, обычно в сопровождении Кутайсова, и визиты. Ровно в час – обед. В Гатчине Павел с женой часто обедали где-нибудь в гостях, но в Петербурге этикет требовал специального церемониала и стол роскошно сервировался, хотя Павел I был умерен в еде и питье.
Камер-паж А.А. Башилов сообщает о «непомерной выдержке государя»: обед – чистая невская водица и два-три блюда самые простые и здоровые. После говядины он выпивал рюмку бургундского кларета (в гвардейской среде офицер выпивал за обедом две-три бутылки шампанского). Стерляди, трюфели и прочие яства подавались, но Павел никогда их не ел . Его любимым кушаньем были сосиски с капустой. Вторая прогулка, после обеда, верхом или в коляске, запряженной шестеркой белых лошадей, всегда имела какую-то цель: посещение больницы, богоугодного заведения или просто осмотр петербургских улиц. В 6 часов вечера император всегда приходил к жене, в 7 часов – на спектакли, дававшиеся при дворе. Больше всего он любил французскую комедию (Мольер, Корнель, Расин). Наконец, в 9 часов следовал ужин, в 10 император уже спал.

Этот образ жизни он пытался перенести на весь Петербург. Но с 10 часов за плотно опущенными шторами на двойной подкладке в дворянских особняках начиналось неистовое веселье. Впрочем, камер-юнкер Д.В. Васильчиков вспоминал в конце жизни, что «никогда так не было весело, как при его дворе. Все пользовались минутою, все жили настоящим, а потому веселились до упаду и повесничали на славу».
Скрытый текст

Император Павел I пытался приучить своих подданных обедать в час.
Интересен рассказ графини Головиной:
«Однажды весною (это случилось перед отъездом на дачу), после обеда, бывшего обыкновенно в час, он <Павел I — Е. Л.> гулял по Эрмитажу и остановился на одном из балконов, выходивших на набережную. Он услыхал звон колокола, во всяком случае не церковного и, справившись, узнал, что это был колокол баронессы Строгановой, созывавший к обеду.
Император разгневался, что баронесса обедает так поздно, в три часа, и сейчас же послал к ней полицейского офицера с приказом впредь обедать в час. У нее были гости, когда ей доложили о приходе полицейского.
Все были крайне изумлены этим посещением, но когда полицейский исполнил возложенное на него поручение с большим смущением и усилием, чтобы не рассмеяться, то только общее изумление и страх, испытываемый хозяйкой дома, помешали присутствовавшему обществу отдаться взрыву веселости, вызванному этим приказом совершенно нового рода».
Скрытый текст




Спасибо: 0 
Профиль
Olya
Интеллектуалка




Сообщение: 2050
Репутация: 39
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.03.10 10:35. Заголовок: Я еще два потрета Ад..


Я еще два портрета Адини нашла. На втором она с сестрой Олли, 1840 год.





Мы совпали как птицы с небом,
Как земля с долгожданным снегом
Совпадает в начале зимы,
Так с тобою совпали мы...
Спасибо: 0 
Профиль
Gata
Сладкоежка




Сообщение: 4290
Репутация: 39
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.03.10 15:32. Заголовок: Когда читала рассказ..


Когда читала рассказ об Адини, тоже едва сдерживала слезы. Очень сентиментально написано, живо представляется душа и судьба несчастной царевны. И очень тронула долгая память вдовца. А горе родителей - это горе родителей, даже если они носят короны. Для Николая 44-й год был очень тяжелым - он потерял любимую дочь и друга.

Olya пишет:

 цитата:
Кстати, как у сценаристов повернулся язык про "посредственные вокальные данные"

Это была еще не самая возмутительная клевета на реальный исторический персонаж. Или Нюшка ошиблась с оценкой ))))))

---------------------------------
Здоровью моему полезен русский холод (с) Пушкин
Спасибо: 0 
Профиль
Olya
Интеллектуалка




Сообщение: 2072
Репутация: 39
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.03.10 13:44. Заголовок: Gata пишет: Или Нюш..


Gata пишет:

 цитата:
Или Нюшка ошиблась с оценкой

Об этом я не подумала

Мы совпали как птицы с небом,
Как земля с долгожданным снегом
Совпадает в начале зимы,
Так с тобою совпали мы...
Спасибо: 0 
Профиль
Четвёртая Харита
Кокетка




Сообщение: 118
Репутация: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.03.10 13:56. Заголовок: Чудесная статья :sm5..


Чудесная статья , как много мы не знаем иногда поражает, Адини совсем не похожа на ту полненькую девочку в сериале, наоборот что-то эфемерное.

Спасибо: 0 
Профиль
Царапка
Мечтательница




Сообщение: 3192
Репутация: 26
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.04.10 21:35. Заголовок: У нас как-то зашла р..


У нас как-то зашла речь о Годунове и неблагодарности черни.


"Мне счастья нет. Я думал свой народ
В довольствии, во славе успокоить,
Щедротами любовь его снискать —
Но отложил пустое попеченье:
Живая власть для черни ненавистна.
Они любить умеют только мертвых —
Безумцы мы, когда народный плеск
Иль ярый вопль тревожит сердце наше!
Бог насылал на землю нашу глад,
Народ завыл, в мученьях погибая;
Я отворил им житницы, я злато
Рассыпал им, я им сыскал работы —
Они ж меня, беснуясь, проклинали!
Пожарный огнь их домы истребил,
Я выстроил им новые жилища.
Они ж меня пожаром упрекали!
Вот черни суд: ищи ж ее любви..."

В журнале "Деньги" интересная статья, где упоминается как раз история с отворением житниц. В изначальной теме - о пейринге, давать ссылку неуместно, и, поскольку немалая часть статьи посвящена романовскому периоду, выкладываю здесь.
Истина в зерне

Наиболее любопытные фрагменты о Борисе (убираю в море, т.к. несколько оффтоп):

Скрытый текст


И важное:

Поставить регулирование хлебных цен на твердую основу попытался царь Алексей Михайлович, прилагавший немало усилий для того, чтобы сделать свое государство более управляемым и цивилизованным. <...> в октябре того же 1660 года он издал именной указ, повелев спросить купцов и прочих причастных к хлебному делу людей, отчего цены в Москве и других городах так высоки. А главное — как "хлебу учинить цену мерную", то есть низкую. На собранном совещании торговые люди высказывали свое мнение, не очень-то и чинясь.
<...>
Наложить ограничения на перекупщиков, пусть и без особой гарантии успеха, Алексей Михайлович еще мог. Можно было переписать и отобрать у них зерно. А также произвести реквизиции у церкви и местных властей. Но прекратить производство водки, продажи которой служили едва ли не самым важным источником косвенных налоговых сборов, и пива, дававшего пусть и меньший, но вполне стабильный доход казне, царь не мог никак. А главное — он понимал, что эти меры будут иметь временный эффект, и потому вскоре предпринял ряд новых шагов для стабилизации ценовой политики.
Прежде всего он издал указ о том, чтобы излишки хлеба из городов и весей были немедленно отправлены в Москву и продавались по разумной цене, без ожидания сверхприбылей "под страхом торговой казни без пощады", что означало битье кнутом на площади до смерти. По всей видимости, с помощью этой меры и, возможно, реквизиций остроту проблемы удалось снять. Но затем царь начал планомерно и последовательно ликвидировать все прорехи в государственном устройстве, само существование которых порождало потери хлеба.
<...>Алексей Михайлович потребовал, чтобы неукоснительно выполнялось внесенное в его уложение правило о том, что делать с холопами, отосланными помещиками со двора. Дело в том, что некоторые землевладельцы в голодные годы, чтобы не кормить лишние рты, отпускали своих крестьян на все четыре стороны. Но потом объявляли их беглыми и при поимке требовали их возврата. По уложению любой отпущенный таким образом холоп должен был получать от барина письменную вольную. А если тот таковую не составлял, холоп имел право явиться к властям и получить вольную уже безо всякого согласия помещика.
<...>
В результате в стране сложилась довольно стройная система регулирования хлебных цен. С помощью созданных запасов казна могла проводить ставшие модными не так давно зерновые интервенции. Но вместо этого нуждающимся из государевых житниц выдавались хлебные займы. Причем получающий помощь подписывал обязательство вернуть данное ему количество зерна из нового урожая, и велся строгий учет этим обязательствам. Правда, если и следующий год оказывался неурожайным, по ссуде давали рассрочку, а иногда и вовсе прощали хлебный долг.
Естественно, в отечественных условиях из-за мздоимства и прочих бед система работала, мягко говоря, не идеально. Но во всяком случае, она существовала и худо-бедно снижала количество страдающих от голода. Вот только главная беда заключалась в том, что она лишь ненадолго пережила своего хозяина.

<...> Петр I, например, по свидетельствам исследователей хлебного вопроса, оставался глух к нуждам простого люда, ставя выше всего интересы армии, флота и торговли с Европой. А потому для военных нужд, не мудрствуя лукаво, производил реквизиции хлеба и у тех, кто им действительно был богат, и у тех, кто в хлебе нуждался.

<...> Изменения наступили лишь вместе с большим голодом 1723 года, заставившим царя-реформатора обратить внимание на народ, без которого государство его могло стать довольно пустынным. Тогда первым делом запретили вывоз зерна и предоставили всяческие льготы иностранцам, привозящим его из-за границы.

<...> Императрица Анна Иоанновна, будучи весьма рачительной и хозяйственной правительницей, придерживалась в хлебных делах политики, выработанной предками, время от времени добавляя элемент новизны. Так, в голодные времена она стимулировала доставку хлеба в Россию не только через морские границы, но и сухопутным путем. А в 1735 году, когда нехватка зерна оказалась особенно существенной и не покрывалась за счет импорта и перераспределения внутри империи, она пошла на беспрецедентный шаг, временно закрыв винокуренные производства. Она же завела в стране по примеру деда — Алексея Михайловича — государевы житницы, именовавшиеся впредь хлебными запасными магазинами.
Однако в полную силу заработали эти магазины лишь много лет спустя после кончины Анны Иоанновны, во времена императрицы Екатерины II.

<...> Значительные перемены в регулировании хлебных цен, казалось, должны были наступить в 1820-х годах. Когда к удивлению многих производство хлеба выросло настолько, что цены на него впервые даже не за десятилетия, а столетия, начали падать. Для многих дворянских семей подобная ситуация стала настоящей катастрофой. По кредитам, взятым под заложенные и перезаложенные имения, следовало платить проценты. А цена зерна упала так, что из-за хорошего урожая впору было отправляться на большую дорогу с нищенской сумой.

Статья большая, много подробностей. Я понадёргала цитат, но рекомендую прочитать целиком.
Насколько я понимаю, этот раздел журнала вполне адекватный. Однажды вынеся одну из статей на суд исторического сообщества в ЖЖ, увидела положительные отзывы на неё.

Спасибо: 0 
Профиль
Царапка
Мечтательница




Сообщение: 3228
Репутация: 26
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.04.10 21:03. Заголовок: Морганатические брак..


Морганатические браки в Российском Императорском Доме.
Начинается с Константина Павловича, и до революции. Больше всего мне понравилась фотография
Кн. Николай Максимилианович Романовский герц. Лейхтенбергский (1843-1891), тайно женился на Надежде Сергеевне Акинфьевой (ур.Анненковой 1839—1891).
Раз уж по любви женились, то можно и портрет сделать не очень парадным.


Интересно и после революции (особенно тем, кому небезразличны права на престол нынешних потомков Романовых). Самый цирк - про Матильду Кшесинскую.


Спасибо: 0 
Профиль
Роза
пани Роза




Сообщение: 750
Репутация: 15
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.04.10 05:17. Заголовок: Царапка пишет: (осо..


Царапка пишет:

 цитата:
(особенно тем, кому небезразличны права на престол нынешних потомков Романовых


Да-да, очень интересуюсь этой темой. Спасибо за чУдную фотку и ссылку.

Bésame, besame mucho... Спасибо: 0 
Профиль
Gata
Сладкоежка




Сообщение: 4703
Репутация: 39
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.04.10 06:40. Заголовок: Романовы в 19 веке т..


Романовы в 19 веке так расплодились, что кое-кто мог позволить себе жениться не на прынцессе :)

Царапка пишет:

 цитата:
Раз уж по любви женились, то можно и портрет сделать не очень парадным.

Фотография прелестная и очень трогательная

---------------------------------
Здоровью моему полезен русский холод (с) Пушкин
Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 82 , стр: 1 2 3 4 5 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  2 час. Хитов сегодня: 40
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет