(1) 13 мая 1836 года началось строительство первой в России железной дороги по маршруту Петербург – Царское Село – Павловск. Она стала первой в стране железной дорогой общественного пользования. Строительством Царскосельской железной дороги руководил австрийский инженер Ф.Герстнер.
Несколько месяцев в России он изучал местные пути сообщения, а затем представил Николаю I доклад о необходимости строительства железных дорог в России. После рассмотрения специальным комитетом всех аспектов, Герстнеру была выдана привилегия на постройку железной дороги и было дозволено учредить акционерное общество с капиталом в 3 млн. рублей. В результате через полгода средства на строительство были собраны, и в апреле 1836 года Указ Николая I о сооружении Царскосельской железной дороги был обнародован.
Строительство дороги планировалось завершить за 5 месяцев. Почти всю трассу распределили на участки, отданные подрядчикам, а техническое руководство осуществляли 17 инженеров, пятеро из которых уже имели опыт подобных работ на железных дорогах Англии. Стройку охраняли около сотни смотрителей и солдат. Всего в период строительства на трассе работало более 3 тысяч человек. Главными рабочими инструментами являлись лопаты и кирки, использовались тачки и конные повозки.
В августе приступили к укладке железнодорожного полотна и за месяц уложили 5 км. Причем для Царскосельской дороги Герстнером была выбрана колея шириной 1829 мм. По его мнению, принятая в Европе ширина 1435 мм была слишком мала для создания правильной конструкции паровозов и вагонов. Практически все составляющие железной дороги закупались за границей.
Строительный сезон 1836 года заканчивался, но работы завершены не были. Чтобы спасти положение и репутацию, Герстнер решил открыть движение на готовом участке дороги между Царским Селом и Павловском (3,5 версты). Первая поездка поезда с конной тягой по этому маршруту состоялась в конце сентября и заняла 15 минут. Вскоре на железную дорогу был доставлен из Англии паровоз, и 6 ноября был совершен первый рейс поезда на паровой тяге. Поездки были бесплатными, поэтому в каждый вагон набивалось до 50 человек.
Участок между Петербургом и Царским Селом длиной 25 километров был открыт (30 октября) 11 ноября 1837 года. Это стало официальной датой открытия Царскосельской железной дороги. Первый поезд, который вел сам Герстнер, состоящий из паровоза и восьми вагонов, в одном из которых ехал император Николай I, прошел это расстояние за 35 минут.
На всем протяжении от Петербурга до Павловска дорога была открыта к июню 1838 года. Так как дорога была однопутной с разъездом посередине, то поезда с конечных станций отправлялись одновременно и расходились на станции Московское шоссе, после чего продолжали маршрут. Поездка занимала 42 минуты, средняя скорость движения была 32 км/час.
Отношение к Царскосельской дороге было неоднозначным. Многие называли ее «увеселительной». Однако специалисты понимали значение дороги для развития железнодорожного строительства в России.
Корнет
Монархист
Сообщение: 457
Репутация:
21
Отправлено: 13.05.10 12:38. Заголовок: Gata пишет: Однако ..
Gata пишет:
цитата:
Однако специалисты понимали значение дороги для развития железнодорожного строительства в России.
С почином
ksenchik
Витающая в облаках
Сообщение: 613
Репутация:
27
Отправлено: 05.06.10 09:23. Заголовок: 5 июня 1744 года в П..
5 июня 1744 года в Петербурге основана Порцелиновая мануфактура (Императорский фарфоровый завод)
Импера́торский фарфо́ровый заво́д — одно из старейших в Европе, первое и одно из крупнейших в России предприятий по производству художественных фарфоровых изделий. Первоначально именовался «Порцелиновой мануфактурой», с 1765 – Императорский фарфоровый завод, с 1917 – Государственный фарфоровый завод (ГФЗ — аббревиатура клейма), в 1925 году заводу в связи с 200-летием Российской Академии наук было присвоено имя М. В. Ломоносова; предприятие получило официальное наименование — Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова, наряду с которым имела употребление краткая форма — Ломоносовский фарфоровый завод (ЛФЗ — аббревиатура клейма истолковывалась и как Ленинградский фарфоровый завод) — до 2005 года.
В XVIII веке в России отмечался высокий интерес к фарфору. 1 февраля 1744 года камергер императрицы Елизаветы Петровны, барон Николай Корф, находившийся с дипломатическим поручением в Стокгольме, заключил по поручению императрицы договор с Христофором Гунгером, который обязался организовать в Санкт-Петербурге производства фарфора. Организация будущей Порцелиновой мануфактуры и надзор за ней были поручены управляющему кабинета Её Императорского Величества барону Ивану Черкасову.
Гунгер получил материальную поддержку и свободу действий, но не был настолько сведущ, чтобы организовать производство фарфора с нуля. За всё время пребывания в России (1744—1748) он изготовил лишь полдюжины чашек сомнительного качества: они имели искривлённую форму, а цвет их был тёмен. Перед Черкасовым встала проблема: искать нового мастера за границей или доверить производство Дмитрию Виноградову, русскому химику, сподвижнику М. Ломоносова, зачисленному на мануфактуру именным указом императрицы в ноябре 1744 года и с самого начала приставленного к Гунгеру для обучения. Выбор Черкасова оказался удачным: Виноградов смог наладить в Санкт-Петербурге производство высококачественного фарфора.
В 1779 г. на должность модельмейстера завода был приглашён французский специалист Жан-Доминик Рашет (в России приобрёл имя Яков Иванович Рашет). Проработав здесь четверть века, Я. И. Рашет внёс большой вклад в развитие художественного фарфорового производства. Сам он прославился знаменитой серией фигур «Народы Российского государства» (1780-е гг.), которая имеет большую историко-этнографическую и художественную ценность. По моделям Рашета создан также «Арабесковый сервиз» (1784) и другие образцы русской фарфоровой промышленности (в частности 27-сантиметровый бюст Екатерины II).
Изначально завод имел статус Императорской фарфоровой мануфактуры и располагался в 10 верстах от Петербурга. В настоящее время он находится в черте города (пр. Обуховской Обороны, 151).
В конце XIX века император Александр III распорядился, чтобы все заказы императорской семьи исполнялись на заводе в двух экземплярах — один должен был оставаться в музее завода. Традиция регулярного пополнения заводского музея была сохранена и в XX веке, в том числе в советскую эпоху.
Коллекция музея дважды эвакуировалась, первый раз — осенью 1917 г. ее вывезли в Петрозаводск (до 1918 г.), второй — в 1941 г., когда экспонаты были вывезены в Ирбит (Урал).
В 1920-х на заводе творили известные художники-супрематисты — К. Малевич, Чашник, Н. Суетин.
В течение более чем 60 лет на заводе работал виртуоз русского традиционного стиля Алексей Воробьевский. С 2002 года завод — собственность московской семьи Цветковых. В 2005 году по решению акционеров был вновь переименован в «Императорский фарфоровый завод».
С 2005 года ИФЗ ориентируется на выпуск высокохудожественных авторских произведений класса «люкс» под брендом «Императорский фарфор». Фарфор ИФЗ представлен в Эрмитаже, московском Историческом музее, лондонском музее Виктории и Альберта, нью-йоркском Метрополитен-музее и др.
ksenchik , спасибо. Очень интересно, тем более, что почти в каждой советской семьи были изделия Ломоносовского фарфорового завода. Очень хороший был фарфор. Помню, мама ездила в Ленинграф на какие-то курсы. Привезла несколько сервизов ЛФЗ. Везла и тряслась, чтобы не разбить До сих пор у родителей сохранилось парочка. Один из которых, на фотке справа У меня тоже есть чайный сервис с какими-то позолоченными разводами.
ksenchik пишет:
цитата:
барон Николай Корф,
Везде Корф, куда ни плюнь
ksenchik пишет:
цитата:
С 2002 года завод — собственность московской семьи Цветковых.
15 июля по старому стилю (или 28 июля по-новому) 1841 года на дуэли погиб Михаил Юрьевич Лермонтов
Невыносимо рано ушел из жизни Не хочется думать, но может быть, он сам неосознанно к этому стремился? В отличие от пушкинского, его творчество пронизано какой-то мрачной обреченностью... Поэт выше обычных людей, но при этом, увы, обычный человек. Дуэли - глупость невероятная, однако мужчины смотрят на этот вопрос несколько иначе. Даже те, кто пером владеет лучше, чем оружием.
Кстати, почему 28-го по новому? Сейчас так принято? в БСЭ 27-е значится. Я совсем уже потерялась с этими календарями. Официальный пересчет дат вроде осуществляется по научному методу, но многие даты отмечаются вместе с церковью.
Дерзкий ангел
Сообщение: 13
Репутация:
6
Отправлено: 30.07.10 09:55. Заголовок: Gata пишет: в БСЭ 2..
Gata пишет:
цитата:
в БСЭ 27-е значится
да вроде б все-таки 27.В Пятигорске вечер памяти Лермонтова всегда проходит 27 числа.
Роза
пани Роза
Сообщение: 1331
Репутация:
17
Отправлено: 30.07.10 10:12. Заголовок: Я посмотрела в БСЭ. ..
Я посмотрела в БСЭ. Там тоже указана дата 27 июля 1841 года. В этом году 169 лет со дня смерти поэта.
Корнет
Монархист
Сообщение: 509
Репутация:
21
Отправлено: 03.08.10 17:46. Заголовок: Конечно, вы правы, д..
Конечно, вы правы, дамы. Я лопухнулся. Помнил же, что 27 число, не иначе, как от жары что-то заклинило.
Gata
Сладкоежка
Сообщение: 5715
Репутация:
46
Отправлено: 04.08.10 17:57. Заголовок: Главное, что мы не з..
Главное, что мы не забываем.
Gata
Сладкоежка
Сообщение: 5954
Репутация:
47
Отправлено: 07.09.10 04:39. Заголовок: 7 сентября (26 авгус..
7 сентября (26 августа по старому стилю) 1812 года у села Бородино состоялось крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями. Русские и французские историографы по-разному оценивают итог этого сражения, но как бы то ни было, хребет Наполеону сломали именно под Бородино. Через два года юбилей.
- Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!
Как раз недавно вспоминали об этом событии в теме о любви.
Роза
пани Роза
Сообщение: 1662
Репутация:
18
Отправлено: 20.09.10 11:39. Заголовок: Несколько дней наза ..
Несколько дней назад было 155-летие со дня кончины выдающего русского государственного деятеля министра народного просвещения, президента Императорской Академии наук графа Сергея Семеновича Уварова.
Интересно. Изложенное Уваровым не потеряло актуальности до сих пор.
Gata
Сладкоежка
Сообщение: 6062
Репутация:
48
Отправлено: 21.09.10 08:22. Заголовок: Еще один "птенец..
Еще один "птенец гнезда Николаева". Человек просвещенный и патриот - как нам сейчас не хватает такой фигуры во главе системы образования! И не только там.
Светлячок
Воздушный фонарик
Сообщение: 1156
Репутация:
16
Отправлено: 21.09.10 09:55. Заголовок: Gata пишет: как нам..
Gata пишет:
цитата:
как нам сейчас не хватает такой фигуры во главе системы образования! И не только там.
Все даты в формате GMT
2 час. Хитов сегодня: 30
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет